Классическая персидская миниатюра :: :: Страница 1 из 1 • • Kamala V. Bhairavi в Пт Июн 18, 2010 4:03 amИстория изобразительного искусства на территории Ирана начинается с древнейших эпох. Наскальные росписи, обнаруженные в Мальяне (Фарс) насчитывают 5 тыс. лет. От неолита сохранились следы стенных росписей в жилищах земледельческих поселений, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды. Согласно дошедшим до нас легендам, первым художником Ирана и создателем искусства живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210-276 гг. н.э. Поклонники Мани верили, что его картины создаются при помощи чудес.Миниатюра сефевидского периодаПроследить происхождение искусства миниатюры в Персии довольно сложно, поскольку оно достигло вершин развития еще в монгольский и тимуридский периоды (13-16 вв). При монгольских правителях в Иране широко распространялся художественный стиль Китая, при дворцах правителей работали многочисленные китайские мастера. Бумага также пришла оттуда в 753 г. н.э., поэтому неудивительно, что в традиционной персидской миниатюре, особенно в начальном периоде ее развития, прослеживается сильное влияние китайского искусства.В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.Неизвестный художник начала 17в.ДервишЛитература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).В 12 в. Низами Гянджеви создал «Хамсе» («Пятерицу) ЂЂЂ произведение, состоящее из 5 поэм:"Сокровищница тайн", "Хосров и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь красавиц", "Искендернаме". Низами подражали многие персо-язычные поэты. 13 столетие ЂЂЂ время Саади, автора прославленных «Бустана» и «Голестана». В 14 в. творили Амир Хосров Дехлеви, Хаджу Кермани, Хафиз, Камаль Ходжанди. В 17 в. были созданы многогранные поэмы Джами, творчество которого охватывало все разнообразие форм и стилей, накопленное поэтами предыдущих столетий.Такое огромное число выдающихся литературных произведений дало толчок к появлению множества школ миниатюры, обладающих своим уникальным стилем. Благодаря им искусство миниатюры достигло своего расцвета именно в Иране и Средней Азии. Самые влиятельные школы находились в Ширазе, Тебризе, Исфагане и Герате.В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую миниатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.Ширазская школа оказала большое влияние на искусство Ирана и Средней Азии. Пример Ширазской миниатюры на вершине ее развития ЂЂЂ иллюстрации к «Хамсе» Низами. Это уверенность линий, завершенность и четкость как в композиции в целом, так и в изображении деталей и размещении смысловых узлов.Мухаммад ШиразиИллюстрация к ШахнамеНеизвестный художникПарламент птиц. Иллюстрация к поэме АттараВ конце 13 в., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников для переписки и украшения манускриптов, появляется Тебризская школа миниатюры. Ранняя Тебризская миниатюра значительно отличалась от Ширазской, т.к. сочетала восточные элементы с армяно-византийским стилем живописи. Это последнее влияние можно объяснить географическим положением Тебриза, находящимся на границе областей, населенных армянами. В 30ЂЂЂ40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры к «Шахнаме». В 15 в. стили Тебризской и Ширазской школы сблизились, что связано с переселениями художников после завоевания Багдада и Тебриза Тимуром. Многие миниатюристы отправлялись в Самарканд, столицу завоевателя, либо ко двору его внука, Султана Искандера, правителя Шираза. На новых местах художники вынуждены были, с одной стороны, приспосабливаться к уже существующим там вкусам и требованиям, с другой ЂЂЂ старались придерживаться той живописной манеры, к которой привыкли у себя на родине.Ага Мирек. Сефевидская школаДва сефевидских принцаАга Мирек. Фирдоуси принимает придворных поэтов из Газны. Ага Мирек. Отдыхающий принц.В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.Неизвестный художник школы Султана МухаммадаИгра в човганЕё мастера опирались на местные художественные традиции и впитывали опыт, накопленный миниатюристами других школ Ближнего и Среднего Востока. Среди крупнейших мастеров Тебризской школы ЂЂЂ С
Комментариев нет:
Отправить комментарий